Газета "Республика" (respublika_news) wrote,
Газета "Республика"
respublika_news

Categories:

«Современный ребенок – растение возле монитора…»


Школьные нормативы по физкультуре снижают, чтобы ученики не умирали прямо на уроках, во время кросса или отжиманий. «Республика» побывала на уроке физкультуры в 25‑й школе Симферополя и откровенно поговорила с учителем Александром Амосовым – он каждый день убеждается, что новые технологии вырастили физически слабое, болезненное поколение
Эскендер Эминов
фото: Юрий Лашов


«В футбол им не интересно…»
Урок еще не начался: по спортивному залу, словно зайцы, скачут пятиклассники. У мальчиков в руках футбольный мяч, они его бросают в сторону, гурьбой бегут, кто-то хватает «кожаного» первым, опять отшвыривает в сторону, вся стайка снова срывается с места. Не интересная игра. Через две минуты она надоедает школьникам, оставив мяч в покое, они занимаются ерундой: висят на шведской стенке, как обезьяны, и задирают друг друга.
«Я же говорил, не будут они играть в футбол, не интересно им. И это еще хорошие, старательные дети. Старшеклассников вообще ничем не заинтересуешь,– устало улыбается Александр Амосов – учитель физры с сорокалетним стажем, в прошлом участник сборной СССР по троеборью. Он свистит и поставленным голосом останавливает чехарду. Еще несколько свистков, команд, и дети выстраиваются в шеренгу.– Давайте, интервью после урока, хорошо?»
…Еще десять лет назад, когда я был одиннадцатиклассником, футбольный мяч нам выдавали как награду за хорошо сданные нормативы и примерное поведение. Тут же в зале мы делились на команды - и начинался футбольный бой. Правила объяснять не надо было. То же самое было и в пятом классе. Неужели нынешние пацаны равнодушны к футболу?
«Если честно, я думаю закрывать секцию – не идут ребята, – подтверждает мои опасения Юрий Шорников, тренер футбольной секции «Ориентир» в Симферополе. - Хотя еще десять лет назад не надо было никого приглашать, звать, искать – талантливые молодые футболисты приходили сами. В секции было 25 человек, конкурировали за место в основном составе. А сейчас и десять человек набрать очень сложно. Те, что приходят – слабые, не выносливые, не готовы к физическим нагрузкам. Кроссы с ними бегать страшно – вдруг не выдержат? Они обсуждают, кто какого игрока купил в „Fifa“ (компьютерная игра, симулятор футбольного чемпионата.– „Р“), а на поле могут очень мало. Что с этим делать, как их увлечь – не знаю. Наверное, скоро моей секции не будет».

Акселерация ни при чем?
«Физическая форма нынешнего поколения просто ужасная, – пос­ле урока рассказывает Александр Амосов. – Нельзя сравнивать не то, что с советскими юношами – даже с теми парнями, что были десять лет назад. В одиннадцатом классе среди 15–20 школьников здоровых и крепких – два-три человека. У многих справки Руфье (ограничения на занятия физкультурой по итогам пробы Руфье – небольшого испытания физического развития школьников. – „Р“), и спортом они не занимаются, а еще родители приходят и просят не нагружать их детей».
Кросс (бег на два километра) в школах просто отменили. Нормативы (подтягивание, отжимание, пресс) снизили. Даже ввели пробу Руфье, но дети все равно умирают, не выдерживают нагрузок. Только в 2008 году – семь смертей, полмесяца назад в Сумах после короткой пробежки умерла девятиклассница. Инсульт.
Врачи говорят, мол, виновата акселерация: тело развилось, а внут­ренние органы – нет. Но, простите, разве лет десять-пятнадцать назад у подростков не было акселерации? Была.
«Главная причина – это компьютеризация, – уверен Амосов. – Дети ведут не то, что малоподвижный – совсем неподвижный образ жизни. Сидят за монитором, а мышцы не работают, не развиваются. Вторая причина – мышление родителей. Приходит папа с работы, поел, повалялся на диване и садится за второй компьютер, приходит мама – бежит за третий. Ребенок – растение возле монитора. А еще, может это и странно, но относительно сытое время тоже сказалось негативно на физическом здоровье: детей завалили разными цифровыми устройствами, подвозят к школе на машине. Знаете, у меня какие случаи бывают? Ребенок говорит, что ему нельзя кувыркаться, потому что родители купили дорогой спортивный костюм, и он испачкается. Это нормально?!»
Государственные программы решить проблему не помогут, говорит Амосов. Нужно менять систему ценностей взрослых, тогда улучшится здоровье детей.
«Родители стремятся дать высшее образование, потом помочь с карьерой, и считают, что от этого их чадо будет счастливым, – пожимает плечами бывший спортсмен. – Но физическая неразвитость обязательно приведет к болезням и травмам. Ответьте сами себе: может ли больной человек быть счастливым?»

«Прыгаешь через козла, как ушлепок…»
«Республика» спросила у школьников, что им не нравится в уроках физической культуры
Николай, 10 класс:

«У меня справка, но со здоровьем, если честно, все в порядке. Просто этот предмет совершенно не нужен – ничему, что может в жизни пригодиться, там не учат. А еще надо с собой форму таскать, обувь, переодеваться. А потом, потному и вонючему, на урок в класс идти? Нет, мне физра не нужна».

Роман, 11 класс:
«У меня с физрой нет никаких проблем, потому что папа меня с детства приучал к спорту: сначала турники, чтобы вытянулся, в рост пошел, сейчас „качалка“. Вместе ходим, он контролирует, чтобы я правильно выполнял упражнения. А физру я люблю. Многие из класса отмазываются, справки приносят, но мне это не надо».

Илья, 11 класс:
«Физра – мой самый нелюбимый предмет – нечего там ловить. Прыгаешь, как ушлепок, через этого козла, потом тренировка гибкости – зачем она мне, мужчине? Брусья и турник: нет, их тоже не люблю… Вот если бы соревнования по „Контр-страйку“ (компьютерная игра-„стрелялка“. – „Р“) проводили. Я в команде района играю. А что? Киберспорт – это тоже спорт».

Неприятно, но факт
 Футбольные поля Симферополя пустуют: на Бела Куна, возле 23‑й и 33‑й школ, редко увидишь ребят с мячом, такая же ситуация в микрорайоне Лермонтова. Еще десять лет назад (тогда уже, кстати, были и Интернет, и компьютерные игры), чтобы там поиграть, приходилось занимать очередь, а на поле доказывать свою нужность команде. Сейчас подростки «тусуются» где-то рядышком: сидят на лавочках. В руках – «умные» телефоны, соревнования проходят в виртуальном пространстве.

 Когда вы в последний раз видели мальчишек на дереве? Кажется, что новое поколение прос­то не умеет лазить по ним: они не знают, как упереться ногами в ствол, чтобы не соскользнуть, не смогут подтянуть собственное тело, ухватившись за ветку, чтобы достать абрикос или орех.

Кто идет Родину защищать?
Поголовного призыва сейчас нет, и в армию идут, как правило, далеко не самые хилые ребята. Но и в военкоматах о состоянии здоровья вчерашних школьников и будущих солдат говорят с горечью.
«Если сравнивать нынешних призывников с ребятами из 90‑х годов, разница будет очень большая, – рассказывает полковник Дмитрий Малицкий, военный комиссар Крыма. – Призывники страдают заболеваниями сердечно-сосудистой системы, желудочно-кишечного тракта, часты патологии опорно-двигательного аппарата, проблемы со зрением. Раньше такие заболевания встречались намного реже. Из 10 призывников только один (!) не имеет ограничений по состоянию здоровью».


Школьные нормативы: испытано на себе
Журналист «Республики» Эскендер Эминов не занимается спортом и выкуривает пачку сигарет в день, но ему удалось без всякой подготовки взять штурмом школьные спортивные высоты

Возраст: 26 лет
Рост: 179 см
Вес: 70 кг
О себе. Последний раз ходил в тренажерный зал пять лет назад. Нынешние занятия спортом сводятся к эпизодическим отжиманиям и подниманию гантелей дома. Курю 11 лет. Последние шесть – по пачке сигарет в день. Профессия не требует физических усилий. Но, несмотря на все это, школьные нормативы не показались мне сложными.

Подтягивания на перекладине
Простое и полезное упражнение. Турники позволяют укрепить мышцы, но не «раздуться», потеряв скорость и ловкость, как зачастую происходит с фанатами тяжелой атлетики.
Десять лет назад, когда я заканчивал школу, подтянуть собственное тело на перекладине надо было 12 раз. Это на «отлично».
«Сейчас хорошо, если юноша (одиннадцатиклассник. – „Р“) может подтянуться 8–10 раз, но таких единицы, – говорит Александр Амосов. – Основная масса школьников выдавливает из себя 5–6 (!) подтягиваний».
Я без проблем и особых усилий подтянулся 10 раз. То есть на «отлично»!

Отжимания
Второе базовое упражнение, которое в школе делали не только на уроках физры, но и на переменках, на спор – кто больше. Развиваются мышцы рук и груди.
Средний школьник (учитывайте, что весит он меньше, чем наш журналист. – «Р»), по словам Амосова, отжимается 15–20 раз. Мой результат – 26 раз. Неплохо. А если школьным языком – «хорошо».

Пресс
А вот тут у меня возникли проблемы: толком я его никогда не качал, «кубики» на животе появились сами собой, после лета, отработанного еще школьником на стройке. Я сделал 20 подъемов тела за полминуты. Примерно такой результат дают нынешние хилые школьники.

Стометровка
Средний результат одиннадцатиклассников – 20 секунд. Мне удалось уложиться в 18. Неплохо, если учесть, что в последний раз я бегал четыре года назад – когда опаздывал на поезд.

ВЕРДИКТ УЧИТЕЛЯ: «Если оценивать объективно, физическая форма у вас средненькая, нужно заниматься. Но если сравнивать с результатами нынешних одиннадцатиклассников – очень неплохо».

Tags: Республика № 38 (123), Эминов, болезни, дети, спорт, физкультура, школа
Subscribe
promo respublika_news april 24, 2013 10:20 5
Buy for 100 tokens
Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС рассказали «Республике» о войне с «мирным атомом» Глеб Масловский В эти дни вспоминают, пожалуй, самую страшную техногенную катастрофу в мировой истории – аварию на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года взрыв…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments