Газета "Республика" (respublika_news) wrote,
Газета "Республика"
respublika_news

Category:

Проехать Азию: поезда, автобусы, маршрутки


Япония – рай для «зайцев», в Монголии почти нет дорог, а в Индии – вагоны с решетками на окнах
Виктор Пинчук,
фотограф и путешественник
В Африке все просто: самый распространенный общественный транспорт – это старый грузовик, переделанный под автобус в гаражной мастерской. А вот в Азии излюбленный способ передвижения зависит от государства. В Индии население пользуется в основном железными дорогами, в Монголии – микроавтобусами, а в бедных странах Ближнего Востока пассажиры набиваются в обычные легковушки. Виктор Пинчук, крымский специалист по дешевым путешествиям, исследовавший более 30 стран мира, поделился самыми яркими впечатлениями от азиатского транспорта.


Япония: надеются на честность
Начну со страны, из которой вернулся совсем недавно. Япония покрыта густой сетью железных дорог, поезда ездят очень быстро и билеты на них очень дорогие. Но местная система оплаты проезда в корне отличается от нашей, что позволяет малоимущим чужеземцам путешествовать по стране зайцем.
Вход на территорию вокзала – через турникеты, как в метро. Билет нужно покупать в специальных автоматах, хотя иногда встречаются и живые кассиры. Поездов дальнего следования со спальными местами не существует. Если пассажир едет далеко и не знает точно, до какой станции успеет добраться к ночи (по ночам вокзалы закрываются, поезда не ходят), он может купить билет на одну-две-три остановки, а при выходе – доплатить разницу. Законопослушные японцы так и поступают, но безденежный иностранец может, купив билет за два доллара, проехать на нем всю страну, а на выходе из вокзала прикинуться простачком: мол, выкинул билет, не знал, что хранить нужно. Японцы лояльно относятся к тупым иностранцам и в 95% случаев без проблем выпускают в город. Даже если вам попадется строгий исполнитель инструкций, он не будет вас штрафовать, а просто попросит оплатить проезд – причем от той станции, которую вы сами назовете. Можете назвать ближайшую – и отделаться копеечной суммой.
Японские поезда делятся на пять классов – каждый с разной ценой и уровнем комфорта. Самый дешевый – фуцу дэнся – очень похож изнутри на электрички киевского метро. Контролеры и кондукторы встречаются только в дорогих составах.

Индия: кругом грязь и вокзалы
Индия – страна железных дорог. Однажды, приехав в южную часть полуострова Индостан, я пытался найти «дикие», нецивилизованные деревни. Потратил несколько дней, двигался пешком и на попутных машинах. А когда забурился в такую глушь, что дальше некуда, оказалось, что в этом селе есть железнодорожная станция.
Индийские поезда, увы, совсем не похожи на японские. Билеты нужно покупать в кассе, отстояв гигантскую очередь. Лично я всю двухнедельную поездку пользовался самым дешевым классом. Индийские плацкартные вагоны похожи на советские вагоны сталинских времен: изнутри они выкрашены серой краской, в каждом «купе» – шесть пассажирских полок в трех уровнях, в потолок вмонтированы 2–3 вентилятора, на окнах – решетки. Похоже на передвижную тюрьму. Спят на полках, не снимая обуви, а сумку используют в качестве подушки. Хотя однажды я даже видел, как железнодорожники выдавали белье. Не запакованное, как в наших поездах, но с виду довольно чистое. Проводники в индийских плацкартах отсутствуют, но периодически по вагонам ходит «черный пиджак» – так здесь называют контролеров за неуместный в жару наряд. В железнодорожном царстве, как и во всей Индии, очень грязно: на станциях по рельсам бесстрашно бегают крысы, а поливальщики из шлангов смывают со шпал зловонную жижу.

Монголия: экономные водители
Соседка Японии не имеет железных дорог, а автомобильные дороги – большая редкость. Обычно машины и автобусы ездят просто по степи, накатанной шинами предшественников. Самый распространенный междугородний транспорт – микроавтобусы. Они каждое утро выстраиваются в ряд на специальных площадках-автостанциях и ждут пассажиров. Пока хоть одно место остается свободным, машина не поедет. Процесс ожидания длится обыкновенно от двух до четырех часов. Когда автобус заполнен до отказа, водитель поставит в проходе между сидениями пару ящиков – чтобы можно было взять дополнительных пассажиров, и только после этого нажмет на газ. Но не радуйтесь слишком рано – прежде чем ехать по маршруту, автобус объедет всю деревню, собирая посылки и передачи, эти коробки и пакеты заполняют остатки свободного пространства в салоне.


Иордания: «такси» для нищих
В Аммане – столице Иордании – есть необычный вид транспорта: общественное такси. Выглядит оно так: на небольшой стоянке, а чаще просто у обочины стоят, дожидаясь пассажиров, две-три старенькие легковые машины. Когда пассажиры набиваются в автомобиль под завязку (пятеро худеньких или четверо толстеньких), машина начинает движение – но не куда вам вздумается, а по заранее известному маршруту. На таком транспорте можно уехать и за границу. Я добрался на общественном такси из Аммана в Дамаск – столицу Сирии, заплатив всего 20 долларов.


Ночные автобусы
В Иране хорошо налажено ночное автобусное сообщение между городами. Вечером садишься в автобус, а утром просыпаешься в месте назначения. В столице Ирана Тегеране ходят два вида автобусов: государственные и частные. В частных цены на проезд примерно такие же, как у нас, а в государственных – в несколько раз ниже. Отличать одни от других я так и не научился.



Tags: Монголия, Пинчук, Республика №48(82), Япония, такси, транспорт
Subscribe

promo respublika_news april 24, 2013 10:20 5
Buy for 100 tokens
Участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС рассказали «Республике» о войне с «мирным атомом» Глеб Масловский В эти дни вспоминают, пожалуй, самую страшную техногенную катастрофу в мировой истории – аварию на Чернобыльской АЭС. 26 апреля 1986 года взрыв…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments